Новости

23.Апр.2019

Российские фильмы на фестивале “Край света. Запад”, который пройдет в Калининграде с 26 апреля по 3 мая

В двух международных конкурсных программах фестиваля - “Кино на вырост” и “Игродок. Фабрика реальности” - два российских фильма. В конкурс “Кино на вырост” вошла документальная анимация Лео Габриадзе “Знаешь, папа, где я был?” - обладатель национальной премии “Лавровая ветвь” за лучший арт-фильм и премии “Ника” за лучший анимационный фильм, а также лучший полнометражный фильм по итогам XXIII Открытого российского фестиваля анимационного кино в Cуздале, призер МКФ в Париже (лучший европейский независимый документальный фильм) и Азиатско-Тихоокеанская кинопремия (лучший анимационный фильм).

Фильм Лео Габриадзе поставлен по воспоминаниям о детстве его отца - великого грузинского кинодраматурга, режиссера и художника Резо Габриадзе. Мы знаем Резо Габриадзе как художника, скульптора, его авторству принадлежит памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке в Санкт-Петербурге, памятник Носу Майора Ковалева. Мы знаем Резо как автора сценариев к фильмам, ставших советской классикой, таких как: «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза». Мы знаем Резо как создателя театра Марионеток и спектаклей, полюбившихся публике – «Сталинград», «Осень моей весны», «Рамона». Но мы совсем не знакомы с маленьким мальчиком с большой головой и на тоненьких ножках, которому довелось родиться в нелегкое послевоенное время в городе Кутаиси. Истории о своем детстве рассказывает Резо, и устные рассказы обретают форму документально-анимационного фильма.

В конкурс “Игродок. Фабрика реальности” вошла полудокументальная картина “Мира” Дениса Шабаева. Выпускник Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова 38-летний Денис Шабаев известен прежде всего как режиссер-документалист, его фильмы “Вместе” и “Чужая работа” объездили полмира, получив множество премий на международных и национальных фестивалях. В фильме “Мира” он не отказывается от документального исследования реальности, но предлагает героям - жителям Луганской Народной Республики - “сыграть самих себя” в предлагаемых обстоятельствах. Действие фильма происходит на Донбассе в наши дни - главный герой, словак Мира оставляет скучную жизнь эмигранта в Англии и отправляется в ЛНР. Свою миссию он видит в реставрации символов советской империи — памятников Ленину, шахтерам, рабочим.

Денис Шабаев лично представит свой фильм зрителям, после чего проведет Q’n’A - сессию вопрос и ответов со зрителями после фильма.

Специальными гостями фестиваля “Край света. Запад” станут режиссер Владимир Котт и актер и режиссер Сергей Пускепалис, которые представят зрителям фильм “Карп отмороженный”, вынесенный в отдельную секцию “специальный показ”. Фильм участвовал в конкурсе Московского международного кинофестиваля в 2017 году, где получил приз зрительских симпатий, этого же приза он удостоился во Владивостоке на МКФ «Меридианы Тихого». А сыгравшая в нем Алиса Фрейндлих получила “Золотого орла” за лучшую женскую роль второго плана. Из актерского ансамбля фильма на “Золотой орел” были также номинированы Евгений Миронов и Марина Неелова, а номинации на “Нику” в том же году получили Неелова и Фрейндлих.

По сюжету Елена Михайловна скромно живёт на пенсии в провинциальном городке. Неожиданно для себя она узнаёт о смертельном диагнозе, который может в любой момент оборвать её жизнь. Чтобы лишний раз не тревожить любимого, но постоянно занятого сына, работающего в большом городе бизнес-тренером, и избавить его от потенциальных забот, Елена Михайловна берет дело в свои руки и принимается активно хлопотать над организацией собственных похорон.

Классические дебюты // Калининградфильм

Внеконкурсная программа фестиваля “Классические дебюты” включает в себя два фильма, которые представят калининградской публике их создатели. Режиссеры Алексей Попогребский и Алексей Федорченко принадлежат к поколению “российской новой волны” - режиссеров, дебютировавших с полнометражными фильмами в нулевые и вызвавших интерес к новой российской реальности во всем мире. К этому поколению дебютантов относятся Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Илья Хржановский, Федор Бондарчук, Алексей Герман-младший, Петр Буслов, Василий Сигарев, Николай Хомерики - теперь уже классики российского кинематографа. “Классические дебюты” — это программа о том, как ныне известные режиссеры преодолевали сопротивление реальности в нулевых, создавая - впервые - свою собственную.

Алексей Агранович, генеральный продюсер КМКФ “Край света. Запад”: “Наш фестиваль задуман как социальный проект, одной из целей которого является создание качественного регионального продукта. Наши мастерские “Кинолаборатория для подростков” и “Мастерская документального кино” работают с будущими калининградскими кинематографистами, которым, как мы надеемся, рано или поздно придется дебютировать в кино. Как это сделать в отрыве от большого столичного кинопроизводства? Мы сознательно пригласили поговорить об этом двух режиссеров, один из которых дебютировал в Москве, но без профильного образования, а второй - в Екатеринбурге, где и продолжает работать по сей день”.

Алексей Попогребский проведет мастер-класс и представит в Калининграде свой первый фильм “Коктебель”, снятый совместно с Борисом Хлебниковым. В 2003 году фильм попал в конкурсную программу Московского международного кинофестиваля, получив там специальный приз жюри, и был награжден на фестивале в Карловых Варах. “Коктебель” стал один из немногих фильмов молодого российского кино, который удостоился похвалы от патриарха ленинградской школы Алексея Германа: “Понравился «Коктебель» — мне просто было уютно его смотреть… А уж когда в финале чайка прилетела, стала у него булку вырывать, а он ее прогнал — мне совсем понравилось”. “Уютный фильм” двух молодых режиссеров, никогда не обучавшихся режиссуре профессионально - киноведа Хлебникова и психолога Попогребского - стал одним из главных событий российского кино нулевых. После него каждый из авторов стал снимать самостоятельно, у обоих в режиссерском бекграунде есть множество профессиональных наград, в том числе Гран-при главного национального фестиваля “Кинотавр” (Хлебников получил его за “Аритмию”, Попогребский - за “Простые вещи”)

Алексей Федорченко - екатеринбургский режиссер, единственный из плеяды известных российских кинематографистов, кто живет, работает и снимает не в Москве и Петербурге. Он создает качественный региональный продукт, который даст фору любому столичному. Последний его фильм “Война Анны” - едва ли не единственный за всю историю - был признан лучшим фильмом тремя национальными кинопремиями - “Золотым орлом”, “Никой” и “Белым слоном”. Редкое единодушие критиков и кинематографистов встретила камерная история о девочке, которая прячется от нацистов в здании бывшей школы, ставшей немецкой комендатурой.

Калининградцам Алексей Федорченко представит свой дебютный фильм “Первые на Луне”, в 2004 году попавший в престижную программу Венецианского кинофестиваля “Горизонты” и получивший приз как лучший документальный фильм. Скорее всего, жюри “Горизонтов” ответило иронией на иронию режиссера, снявшего псевдодокументальный фильм о том, что советские космонавты высадились на Луну раньше американских. Следующий фильм Федорченко, “Овсянки”, участвовал уже в основном конкурсе Венеции, получив два приза независимых экспертов - экуменического жюри и жюри ФИПРЕССИ.

Разговор о региональном кинематографе, который начнется показом и обсуждением фильма Алексея Федорченко “Первые на Луне”, продолжится на круглом столе “Киностудия “Калининградфильм” - будущее и реальность”, который пройдет 30 апреля в 16.00 в БФУ им. Канта. На круглом столе будут представлены проекты калининградских кинематографистов - короткометражные игровые, анимационные и документальные, снятые за последние пять лет. Участниками круглого стола станут, руководитель медиацентра БФУ им. Канта Дмитрий Бовин, руководитель медиацентра КГТУ Михаил Михайловский, продюсер киностудии «Паракадров» Виктория Корнева, режиссеры Евгений Спиваков, Евгений Морозов, Сергей Корбут, Владислав Олейник, Арина Смирнова, Егор Ефименко, Алексей Архипов, Анастасия Боратыньска, Алексей Пешехонов и другие эксперты.