Новости

20.Июл.2018

Звуки прошлого

26 июля в 18.30 в Калининградском областном историко-художественном музее состоится открытие выставки «Звуки прошлого». В экспозиции представят шарманки, фонографы, граммофоны и патефоны XIX-XX веков из коллекции Андрея Мациевского. Раритетные механические устройства для воспроизведения звука позволят совершить путешествие в прошлое и ознакомиться с историей невероятных изобретений.

Появление самых первых музыкальных инструментов относят к эпохе палеолита, однако в историческом масштабе человек научился записывать и воспроизводить свой собственный голос совсем недавно. Всего за сто лет человечество прошло дорогу от фонографа к цифровой музыке. И во время этого увлекательного путешествия появлялись новые, более совершенные устройства для воспроизведения звука.

Самые «почтенные» экспонаты выставки – французская и немецкая шарманки конца XIX века. Шарманка была изобретена в 1702 году итальянцем Джованни Барбьери. Это небольшой орган без клавиатуры – ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике. Имя «уличному органу» дала французская песня «Charmante Catherine» («Прекрасная Катрин»). Именно поэтому в России шарманку иногда называли «Катаринка».

Любопытно, что первые устройства воспроизведения звука были схожи с механизмами музыкальных шкатулок. Сначала в них использовался валик (цилиндр), а затем и вращающийся диск. Однако эти механизмы не были способны дать человечеству главное – возможность воспроизведения человеческого голоса. За эту задачу во второй половине XIX века взялись лучшие умы Старого и Нового света. В заочной гонке победил американец Томас Эдисон. В 1877 году он изобрёл фонограф, который уже мог воспроизводить свою запись. Стоит отметить, что прототип фонографа – «палеофон» – появился на полгода раньше в результате экспериментов с техникой фотогравюры на хромовой пластине французского поэта и изобретателя Шарля Кро. Французский изобретатель не подал на патент своё изобретение, поэтому автором фонографа по сей день считают Эдисона. Собранный им аппарат стал первой в мире «говорящей машиной».

Сам Томас Эдисон так описывал момент открытия: «Однажды, когда я ещё работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой телефона, к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинки игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, почему бы пластинке не заговорить?».

Следующим шагом в развитии устройств для воспроизведения звука стало появление граммофона. Его создал американский изобретатель Эмиль Берлинер. Любопытно, что Берлинер, разрабатывая граммофон, изучал работы Шарля Кро, несостоявшегося изобретателя фонографа.

Ознакомившись с творениями Кро, Берлинер предложил записывать звук не на цилиндры, а на диски. Новое изобретение, названное граммофоном, было запатентовано Берлинером в сентябре 1887 года. В 1904–1906-х гг. усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания.

И в 1907 году фирма «Патэ» представила собственную доработку граммофона – патефон. В 1925 году Берлинер совместно с RCA создал первый серийный электрофон. В 1927 году на экраны вышел первый в мире звуковой кинофильм «Певец джаза», фонограмма которого воспроизводилась по системе «Вайтафон» с граммофонной пластинки. Технология использовалась в кинематографе несколько лет до распространения оптической звукозаписи.

Сегодня мы стали свидетелями возрождения ретротехнологий. Винтажные камеры, проигрыватели и, конечно же, виниловые пластинки возвращаются в нашу жизнь. В начале третьего тысячелетия людей, увлечённых аналоговой техникой, стало гораздо больше. Так, стабильный рост объёма продаж пластинок сохраняется уже на протяжении последних десяти лет. В чём причина этого «винилового ренессанса»? Дело не только в ностальгических чувствах или в особой эстетике ретротехники. Искушённые слушатели хотят наслаждаться музыкой в более высоком качестве. И винил как раз может предложить богатое тёплое звучание, которого невозможно добиться ни от одной MP3-записи или компакт-диска.

Выставка «Звуки прошлого» работает до 9 января 2019 года.