Новости

01.Фев.2013

«Новая тема» - новый театр?

new temaКонец января в Калининградском областном драматическом театре прошел под знаком «Новой ТЕМЫ» - калининградской версии российской лаборатории современной драматургии и режиссуры Олега Лоевского. Для участия в лаборатории были приглашены три режиссера – Никита Гриншпун, Павел Зобнин и Андрей Корионов.

 

Из восьмидесяти пьес, предложенных руководителем лаборатории Олегом Лоевским, театр выбрал три – «Тестостерон» Анджея Сарамоновича, «Жанна» Ярославы Пулинович и «Баба Шанель» Николая Коляды. Работа над каждым эскизным спектаклем продолжалась от трех до пяти дней. Промежуточным результатом лаборатории стали три показа и зрительское голосование отдельно по каждому эскизу. Кроме того, в рамках лаборатории зрители могли присутствовать на читке новой пьесы Ярославы Пулинович «Как я стал…» и принять активное участие в последующем обсуждении.

 

По словам художественного руководителя областного драмтеатра Михаила Андреева, окончательное решение по выбору лабораторного эскиза, который будет переработан в полноценный спектакль и встанет в репертуар, пока не принято. Для этого требуется время, кроме того, в нынешнем сезоне театр вряд ли сможет изыскать финансовые, временные и творческие возможности для еще одной постановки. Михаил Анатольевич напомнил о предстоящей премьере ко Дню всех влюбленных – это будет спектакль «Шикарная свадьба», любители театра, наверняка, уже видели анонсы. Только что приехал Вячеслав Виттих, уже знакомый калининградцам по двум своим предыдущим работам – спектаклям «Куклы» и «Панночка». На этот раз режиссер берется – ни много, ни мало – за «Мастера и Маргариту». Кроме того, театр вступает в глобальный и технически довольно сложный российско-литовско-польский проект по постановке силами сразу трех театров шекспировской «Ромео и Джульетты».

 

Михаил Анатольевич особо отметил, что актерам, занятым в лабораторных эскизах, одинаково понравилось работать со всеми тремя режиссерами, - и было бы идеальным решением в будущем продолжить сотрудничество с каждым из них. Актеры смогли попробовать себя в новой, незнакомой драматургии, новых амплуа. Сам художественный руководитель после первого же показа – «Тестостерона» в постановке Никиты Гриншпуна, - признался, что многих артистов открыл для себя творчески с другой стороны.

 

Зрителям для голосования были предложены карточки с тремя вариантами оценки каждого эскизного спектакля: «продолжить работу», «оставить как есть», «забыть как страшный сон». По словам Михаила Андреева, больше всего зрителей на всех трех показах высказались за оставление работ в эскизных вариантах. Возможно, с одним из эскизов в нынешнем сезоне театр так и поступит.

 

По мнению руководителя лаборатории Олега Лоевского, у артистов Калининградского облдрамтеатра жива актерская природа, они хотят играть – значит, и у театра есть будущее.

 

- Олег Соломонович, почему для калининградской лаборатории были выбраны именно эти пьесы – и именно эти режиссеры?

 

Олег Лоевский: Молодых режиссеров в России много, но для Калининграда мы отбирали ребят поопытнее. По правилам нашей лаборатории, из 70-80 представленных нами пьес театр выбирает то, что нужно ему на данный момент. Я не вмешиваюсь, поскольку убедился: стоит мне порекомендовать какую-то пьесу, потом не отбиться от упреков вроде «нам навязали, а мы этого не хотели» и т.д. Никита Гриншпун – опытнейший режиссер, номинант «Золотой маски», человек со своим почерком, стилем. Павел Зобнин – тоже человек опытный, ученик Сергея Женовача, получал призы и на «Сибирском транзите», и на фестивале театров малых городов России. Андрей Корионов возглавлял Гатчинский театр, его спектакли тоже поездили по фестивалям. Артисты, как известно, всегда проверяют режиссеров на прочность, но этих ребят уже не так просто согнуть.

Драматургия, которую выбрал театр, входит в мои списки, она интересна, но лично для меня в этом выборе процент коммерческого, зрительского подхода чуть превышен. «Баба Шанель» Н.Коляды имеет успех, и не только в России, сейчас даже оперетту написали. Пьеса «Жанна» Ярославы Пулинович – тот редкий случай, когда молодой современный драматург написал для большой сцены, поскольку молодая драматургия, как правило, работает с малыми пространствами, большая сцена – это все-таки иной формат и характеров, и событий. «Жанна» идет сейчас в нескольких городах России и принята к постановке в БДТ им.Товстоногова,  ее будет ставить Полина Неведомская. В Москве «Жанну» репетировала Марина Голуб, ставить собирался талантливый режиссер Юрий Квятковский. После случившейся трагедии спектакль решили все равно делать, сейчас проходит кастинг – ищут актрису на роль Жанны.

Сегодня появилось действительно много хорошей молодой драматургии. Для меня это, прежде всего, Дмитрий Богославский из Беларуси, который написал «Любовь людей». На мой взгляд, грандиозная пьеса, уже идет у Миндаугиса Карбаускиса в театре Маяковского, Павел Зобнин поставил замечательный спектакль в Русском драматическом театре в Улан-Удэ. У Дмитрия есть и новые пьесы, у тех, кто постарше, - Михаила Дурненкова и др. - тоже есть новые пьесы. Есть много интересной переводной, западной современной пьесы, Например, литовский драматург Мариус Ивашкявичюс, который написал пьесу «Кант» - и, мне кажется, сам Бог здесь велел обратить на нее внимание. Есть замечательная Дорота Масловская, молодой польский драматург, ровесница Ярославы Пулинович, уже с мировым именем. В общем, драматургия есть, но, может быть, это вопрос будущего – и уже без нас театр как-то обратит на нее внимание.

 

- Это первая ваша лаборатория в Калининградском областном драматическом театре. Приходилось ли преодолевать какое-то непонимание, сопротивление труппы?

 

Олег Лоевский: Когда начинали, было ощущение очень вязкое и тяжелое, но усилиями художественного руководителя театра Михаила Андреева лаборатория все-таки состоялась. Актеры всегда сопротивляются нашим лабораториям, в этом нет ничего особенного, но здесь энергия сопротивления превышала обычную. Расскажу по этому поводу свою любимую, очень показательную историю. Есть замечательный педагог по актерскому мастерству Василий Логос, он грек, знает 12 языков, проводит мастер-классы по всему миру, в том числе и в России. Первое задание, которое он дает артистам: делайте, что хотите, - без ограничений во времени. Они начинают прыгать, корчить рожицы, разыгрывать какие-то роли, а через двадцать минут все лежат на полу и никто ничего не делает. Человек, на самом деле, делать ничего не хочет, артист – тоже человек. И наши усилия – лаборатории, режиссеров, самих артистов – направлены на то, чтобы поднять с пола и поставить артиста в такую ситуацию, когда он должен работать, и ему будет это интересно и не скучно…

Но здесь на первом же показе – при том, что Никита Гриншпун в «Тестостероне» сделал все очень правильно и интересно, - были две ценные вещи, которые меня лично очень порадовали. Во-первых, художественный руководитель театра отметил, что многих артистов увидел впервые в новых амплуа и открыл их для себя творчески с другой стороны. Во-вторых, артисты после показа сами говорили, что в течение этих нескольких дней работы лаборатории они не торопились домой, не отвлекались ни на какие халтуры, было интересно, хотелось репетировать – и есть чувство опустошенности, потому что все это кончилось. У артистов здесь жива актерская природа, они хотят играть – значит, у театра есть будущее. Это очень важная вещь. И задача нашей лаборатории – разбудить их актерскую природу, чтобы вспомнили, как студентами часами репетировали в аудиториях, чтобы вернулись в это состояние желания все время что-то делать. Театр - эта большая организационная машина со своими задачами, идеями, зрительным залом на семьсот мест и т.д., - все-таки нашел время, чтобы эту актерскую энергию при помощи нашей лаборатории возродить и вернуть театру…

 

- По моим наблюдениям, самой продвинутой части зрителей лаборатории очень понравилась читка пьесы Ярославы Пулинович «Как я стал…» Такой формат в Калининграде – большая редкость…

 

Олег Лоевский: Я только начинаю внедрять этот формат в лаборатории, раньше мы читок не устраивали. На мой взгляд, здесь все получилось очень интересно. Актеры хорошо взялись – и легко и точно попали в образы. Это говорит о том, что силы в театре есть. Скоро у нас в Перми будет читка замечательной пьесы Ани Батуриной «Кафе Шарур». Очень серьезная пьеса, но никто не хочет сложного, театры равнодушны к такой драматургии – и в этом проблема. Происходит отчуждение зрителя от сложного сценического текста. Можно с разных точек зрения анализировать эту ситуацию, но для нас важен результат. Пока будет существовать лаборатория – со мной или без меня, - она будет продвигать современные тексты и молодых ребят. Ярослава Пулинович, например, постановками не обижена – ее пьесы идут и в Америке, и в Англии, недавно ее перевели на китайский. Но многие современные драматурги перебиваются тем, что пишут инсценировки, потому что их пьесы никому не нужны, а их навык писать – нужен.

 

К нашему разговору присоединяется известный театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская.

 

- Марина Юрьевна, возглавляемый вами «Петербургский театральный журнал» издается уже 20 лет. И сейчас я держу в руках юбилейный номер, где вы вместе со своими собеседниками – Олегом Лоевским, Эдуардом Бояковым, Михаилом Угаровым, - подводите некоторый итог жизни русского театра, пытаясь ответить на вопрос, что же нового появилось за эти двадцать лет. Оказывается, 20 лет назад не было ни «Золотой маски», ни лабораторий Лоевского, но уже родился ваш журнал…

 

Марина Дмитревская: Олег Лоевский начал делать лаборатории 10 лет назад в Екатеринбурге. Сейчас лабораторное движение разрастается, лаборатории проводит не только Олег Лоевский, но и Павел Руднев, и Александр Вислов, иногда сами режиссеры собираются в ватагу – и едут в какой-то театр, если театру это надо. Режиссеры, которые приехали в Калининград, выросли на лабораториях. Образовалась целая генерация режиссеров, которые живут страной. Они сами себе информационная сеть, знают, где пойдет или не пойдет та или иная пьеса: эта хорошо разложится в Минусинске, а ту можно было бы сделать в Омске.

Что такое провинциализм? Это контекстовая замкнутость. Вот мы живем тут и думаем, что у нас свой зритель, он любит это и не любит того, любит эту манеру и не любит другую и т.д. – и умри, остальная страна. Это и есть провинциальность - то есть, неумение и нежелание соотнести себя с другими культурными потоками. Раньше были главные режиссеры - «сидельцы» - и очередные режиссеры. Годами, десятилетиями в театре ничего не менялось. Сейчас театральное пространство разомкнулось. У нас в «Петербургском театральном журнале» публикации не делятся на столицу – и остальную Россию. Есть раздел «Процесс» - и он общий для всего, что происходит в русском театре, в Питере ли, в Москве ли, в Омске, Новосибирске, Самаре, Саратове. Уверяю вас, нет ни одного театра в России, о котором бы мы не знали, если там действительно случилось что-то интересное: значит, надо ехать, смотреть.

Российское театральное пространство стало общим – и режиссеры, даже если привязываются к какому-то одному театру, становятся главными и успешны в столицах, не прекращают поездок. Это психология нынешних тридцатилетних режиссеров: стагнация непродуктивна, провинция – это новый опыт, который, в первую очередь, интересен им самим. Они ездят охотно – и когда провинциальные театры идут навстречу и открываются для них, случаются очень интересные события.

 

- Олег Соломонович, Калининград может только приветствовать вашу активную деятельность по возвращению нашего города на театральную карту России. Работать в этом направлении вы начали еще прошлой осенью на лаборатории в рамках проекта «Открытая сцена Калининград», инициированного региональным министерством культуры. Как вы оцениваете прошлогодний опыт «Открытой сцены» - и каковы, на ваш взгляд, перспективы этого проекта?

 

Олег Лоевский: Действительно, в последние три-четыре месяца в Калининград я стал ездить довольно часто. Министерство культуры организовало замечательную лабораторию - такое возвращение курсов повышения квалификации для артистов. Свои мастер-классы провели Игорь Лысов, Григорий Дитятковский. Привезли педагога по клоунаде из циркового училища Евгения Барменкова, за ним ребята хвостом ходили: понять комическое, создать его на сене – очень большая наука. В этом году свое согласие приехать с мастер-классами дали Андрей Могучий и Анатолий Праудин. Уже договорились с министром культуры Светланой Кондратьевой, что привезем сюда учебные спектакли Анатолия Праудина по Станиславскому и Брехту. Эта лаборатория, к сожалению, пока не раскручена: приезжают педагоги мирового уровня, а заниматься приходят в основном артисты самодеятельных театров, профессионалы пока не решаются. Скорее всего, это проблема организации, хотя идея отличная, и в 2013 году мы будем ее развивать.

Мне кажется, движение, которое здесь возникло - и в проекте «Открытая сцена», и в областном драматическом театре, и в Тильзит-театре, - это некий залог того, что Калининград вновь появится на театральной карте России. Было время – и я видел спектакль Калининградского облдрамтеатра «Чайка» на фестивале «Радуга» в Петербурге. Но когда это было! Сегодня театру необходимо вернуться в российский контекст, надеюсь, общими усилиями у нас это получится: наша лаборатория поможет чем-то театру – или хотя бы не навредит, - расширится круг режиссеров и драматургов. Тогда и здесь станет лучше. Театральная жизнь устроена так, что слава должна прийти извне, изнутри она не приходит. А силы, как мне кажется, в театре есть.

 

Текст – Евгения Романова